Командировка – не просто бизнес-путешествие. Это и профессиональный вызов, и новые впечатления, и способ развеять рутину повседневных будней, и шанс посетить места, в которые просто так вряд ли отправишься.

О ближних и дальних командировках, связанных с пуско-наладкой тренажеров «Динамики», о гостиницах и дорогах, которые кое-где у нас мало изменились со времен Карамзина, о том, где «живут» наши тренажеры, о смене часовых поясов и армейских столовых рассказывает главный инженер-программист – архитектор программного обеспечения ЗАО ЦНТУ «Динамика» Михаил РОСТОВЦЕВ.
предстоящим командировкам в Остров и Черниговку я относился с оптимизмом. До этого мне приходилось бывать в командировках в Сызрани и Буденновске, и впечатления остались самые положительные. Помещения, где находились наши тренажеры, были в очень хорошем состоянии, ремонт там был на крепкую четверку.
В Острове все оказалось иначе. Это был Остров почти что невезения… Я поехал туда во второй группе программистов, жить нам предстояло на турбазе биатлонного комплекса, сама войсковая часть была далековато. Понятное дело, что никакого общественного транспорта от турбазы в воинскую часть не было, поэтому нам выделили «маршрутку», которая на деле оказалась обыкновенным армейским грузовиком «УРАЛ» с лавочками в кузове. Вот эта самая «маршрутка» и возила нас все оставшиеся дни в гостиницу и столовую. В кузове, на кочках и ямах тамошних дорог мы прыгали как мячики, отбивая все мягкие и не очень места, но зато всем вместе было весело. Чаще всего в таких командировках мы обедаем в армейских столовых. Еда, конечно, не шикарная, но вполне нормальная, особенно если учесть, что трехразовое питание стоит там 200 рублей в сутки!
Несколько хуже дело обстояло с помещением, где находился наш тренажер. По крайней мере, поначалу оно больше всего походило на большой сырой ангар с множеством пристроек, темный, холодный, не видевший ремонта и должного ухода лет, наверное, десять. Под крышей висели тепловые пушки и инфракрасные лампы, но тепло от них не очень-то ощущалось. Но постепенно, одновременно с процессом пуско-наладки тренажера делался ремонт, и помещение начинало приобретать ухоженный вид. А мы тем временем приводили тренажеры в «боевую готовность». К сожалению, довольно часто получается так, что программисты, уезжая с пуско-наладки последними, вынуждены «подчищать концы», порой выполняя не свойственные им задачи: то кабину нужно передвинуть, то выполнить юстировку прицелов… Ведь главная наша задача – сдать в эксплуатацию тренажер, который работает и выполняет свои функции по подготовке летчиков.
Следующая командировка была в Черниговку, где нам предстояла пуско-наладка тренажера экипажа вертолета Ка-52. Владивосток встретил нас прекрасной погодой: снега не было совсем, и солнце грело по-весеннему, хотя на дворе был декабрь. Сильное впечатление произвел прекрасный новый аэропорт, построенный к саммиту АТЭС-2012. Нас встречали на машине, т.к. другого способа добраться до Черниговки не было. Дороги, как и аэропорт, были отличными, но только до определенного места, начиная с которого работы по их ремонту продолжались, а альтернативой была только объездная неровная и пыльная грунтовка. Добравшись уже под вечер до Черниговки, мы сразу отправились на работу, т.к. на следующий день улетала первая группа наших ребят, и надо было принять у них все дела. Тем более что спать не хотелось, т.к. по московскому времени это была еще только середина дня.
Помещение, в котором находился наш тренажер, было хорошо отремонтировано, что было приятно, в том числе и потому, что здесь нам предстояло работать несколько дней. А вот с гостиницей дела обстояли похуже. Собственно, ею оказалась бывшая база отдыха ВМФ, расположенная в 30 километрах от города, которая позже была переоборудована в гостиницу. В самой Черниговке гостиниц мало, и они все в то время были заняты сотрудниками «Газпрома», задействованными на прокладке нового газопровода. Условия в нашей гостинице были довольно спартанские – горячей воды нет, туалет на улице, душ в отдельном строении, причем его нужно «заказывать» с утра, чтобы затопили котел и была горячая вода. С баней тоже не повезло – она сломалась в день нашего приезда, и воспользоваться ей так и не удалось. На следующий день просыпаться было довольно тяжело из-за разницы во времени, организм с утра и весь день упорно требовал сна, а ночью спать, наоборот, не хотелось. Зачастую нам просто не хотелось уезжать из помещения с тренажером, тем более что диванчик, который стоял рядом, компенсировал все неурядицы. Ели в армейской столовой, все было нормально, но все-таки самая вкусная еда из всех армейских столовых, в которых мне пришлось побывать, была в Буденновске!

Тренажер экипажа Ка-52 в первый же день начал пользоваться бешеной популярностью у местных летчиков и всего персонала в/ч. Летчики и техники приходили посмотреть на него целыми группами, ведь многие из них не имели опыта общения с подобными комплексами, и каждому хотелось хоть одним глазком увидеть это чудо техники. В конце рабочего дня приводили детей, которые приходили в восторг от увиденного. И это не могло нас не радовать.
Приятно, когда результат твоей работы приносит людям радость, а главное – пользу. Дошло до того, что командир в/ч приказал начальнику тренажера никого не пускать на тренажер без его разрешения, и после этого на тренажере воцарилась тишина, но ненадолго. В последние перед нашим отъездом дни при облете тренажера летные экипажи «отрывались» по полной, особенно когда дело дошло до стрельбы по целям. Никогда не забуду момент, когда экипаж пытался уничтожить грузовик, быстро едущий змейкой, а стоящие рядом летчики и штурманы бурно реагировали на это фразами: «Ну что же ты?! Еще очередь!!!» А когда боеприпасы закончились, экипаж применил «оружие героев», взяв грузовик на таран, под громкий хохот группы поддержки.
Вот так незаметно, в работе с утра и до вечера, прошла неделя в Черниговке. Все бытовые неудобства отходят обычно на второй план, когда хочется закончить работу и поскорее вернуться домой.